![[identity profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/openid.png)
![[community profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/community.png)
Статья «Что происходит с психикой в случае детской травмы и как обрести цельность»
Взят по адресу: http://transurfer.livejournal.com/99442.html
Оригинал на английском: http://www.nacronline.com/misc-articles/recovery-from-childhood-abuse
Сильная детская травма приводит к тому, что Я распадается на несколько частей. Автор выделяет три основные — Раненое Я, Критикующее Я и Наблюдающее/ Сострадающее Я (последнее — не знаю, насколько точно подобрала аналогии к Observing, Compassionate Self). Путем такого расщепления психика пытается справиться с пережитым травмирующим опытом.
Раненое Я содержит в себе всю боль, стыд и отчаянье, а также верования насчет себя («я никчемный», «я не заслуживаю любви»), которые возникли в результате травмы. Как правило, это Я — того возраста, в котором случилась травма. Как правило, это Я живет в глубоком подполье и на поверхность выходит редко. Не смотря на то, что эта часть обитает в подполье и не всегда даже осознаваема, она оказывает огромное влияние на нашу жизнь и поступки. Эта реактивный, очень запуганный ребенок, который живет в состоянии отчаянья, и который изголодался по любви и теплу, а также носит в себе непосильную и невыносимую ношу «знаний» о том, какой он плохой, мерзкий, отвратетельный, грязный и во всем виноватый сам. Насколько жизненно необходима ему любовь, настолько же глубоко он уверен, что у него нет никакой надежды ее получить.
Критикующее Я выполняет функции контроля и защиты. С одной стороны, оно стремится контролировать мир и окружающих, чтобы травма больше не повторилась. С другой стороны, оно контролирует самого человека, а особенно его Раненое Я, которое может в любой момент вырваться наружу. Критикующее Я воспринимает Раненое Я как большую проблему, как капризного, надоедливого, отнимающего время ребенка. Который, ко всему прочему, и виноват в «том, что с нами случилось тогда». Часто воспоманиния и само осознание травмы вытеснено полностью.
Критикующее Я — это то Я, которое травмированный человек знает лучше всего, потому что остальные отщепленные состояния (Раненое и Наблюдающее) пребывают в неосознанном или полусознательном состоянии. Попытки Критикующего Я решить проблему путем изгнания или попыток уничтожения Раненого Я — какими бы мужественными они бы не были — приводят к плачевным результатам, от которых становится еще хуже.
В этом плане очень показательны интернетные дискусси о насилии — от изнасилования до насилия в отношении детей. Вся группа товарищей «ой подумаешь фигня какая!», «жертвы сами виноваты!» и тому подобное — они как раз их тех, кому помощь нужна больше всего.
Наблюдающее Я — это мудрая, любящая часть нас, которая может видеть все отщепленные состояния Я, учитывать их интересы, а, самое главное — проявлять в отношении Раненого Я так необходимую ему поддержку. Именно потому, что это Я способно видеть Раненое Я и вообще всю посттравматичесую обстановку в психике, оно и вытеснено в полубессознательное или бессознательное состояние. Раненое Я часто содержит в себе столько стыда и боли, что встретиться с ними, особенно, в одиночку — задача непосильная.
Привет всем, кто в одиночку или по книжкам пытается себя вылечить — свои внутренние защиты вы не пройдете. Потому что психика не дура, ей помирать совершенно не хочется.
Основные характеристики этих трех состояний Я:
Раненое: запуганное, переполненное стыдом и отчаяньем, реактивное
Критикующее: критикующее, жестокое, отвергающее, контролирующее
Наблюдающее: уважающее, мягкое, внимательное, мудрое
Интеграция этих трех состояний — присоединение отщепленных частей — возможно, когда Наблюдающее Я занимает свою позицию «над» остальными состояниями, Раненое Я имеет возможность освободиться от стыда и страха, а Критикующее Я отпускает свой контроль. Последнее — дело тяжкое, близкое к невозможности. Хотя, вобщем-то, все задачи, необходимые для интеграции, не из простых.
1 шаг — это осознание своих частей;
2 шаг — это присвоение их себе;
3 шаг — это итеграция.
Кроме того, это процесс не линейный, а цикличный — идущий витками вверх.
Первый шаг — это обретение осознанности и понимания своих отщепленных частей. Как правило, травмированный человек живет по большей части в своем Критикующем Я. Это постоянное запинывание себя и других, самообвинения, самоунижение и соответствующее отношение к остальным. Ребенок не понимает всех обстоятельств, по которым и при которых случилось травмирующее событие, поэтому обвиняет во всем в первую очередь себя. Не смотря на то, что жить в таком состоянии очень тяжело, отказаться от самообвинений и ослабить контроль — одна из самых сложных частей процесса.
Выманить наружу Раненое Я тоже непросто. Она что-то вроде Ньют из Чужих — живет по подвалам, в постоянном страхе, не выходит на поверхность. В процессе терапии, оно может ненадолго появляться и тут же исчезать. Эта часть нас давно потеряла надежду. Но она по-прежнему отчаянно хочет любви и приятия. В обстановке доверия и безопасности она может решиться выбраться и немного пообщаться. Это еще один важный момент в очной психотерапии. Не только разговоры сами по себе, но и безопасное, доверительное психологическое пространство оказывает сильный исцеляющий эффект. Часто — сильнее всяких разговоров.
Тут я бы добавила, что друзья и близкие, какими бы хорошими и поддерживающими они ни были, вряд ли способны справиться с этой задачей. Хотя бы потому, что они обычные люди, с своими собственными тараканами.
Наблюдающее Я — это нечто, что надо или развить или вывести из коматозного состояния. Это умение наблюдать за собой, осознавать происходящее внутри. Очень часто травмированных людей отличает нечувствительность к своим эмоциям и состояниям своего тела.
Требуется научиться не только осознавать разные части своего Я, но и наблюдать за их взаимоотношениями.
Второй шаг — это присвоение себе отщепленных частей.
Мое Раненое Я — это Я. Да, то ужасное событие действительно со мной случилось.
Это выводит на поверхность всю боль, весь ужас и стыд, которые носит в себе Раненое Я. Этого может оказаться столько, что кажется - оно все нас убьет.
Как только Раненое Я выходит из тени на сцену, Критикующее Я может броситься спасать ситуацию: запинать, застыдить Раненое Я обратно в подвал и напасть на Наблюдающее Я. Эта борьба - часть процесса исцеления.
Присвоение себе Наблюдающего Я — это вступить в его роль. По ощущениям это может напоминать работу в спортзале над темы мышцами, которые никогда раньше толком не использовались. Задача Наблюдающего Я не только в том, чтобы видеть происходящее, но и проявлять к себе достаточно сострадания, терпения и понимания, что вызывает в Критикующем Я протест. Оно воспринимает заботу о себе как слабость или как эгоизм. Особенно, когда дело доходит до осознания, насколько сильно и жизненно необходима нам любовь, сострадание и помощь.
Поскольку Раненое Я уже давно потеряло надежу в то, что нас можно любить и принимать, оно с большим недоверием отнесется к попыткам дать ему любовь и понимание. Для него это будет восприниматься как западня или насмешка, что может вызвать его желание снова спрятаться.
Задача Наблюдающего Я также состоит в том, чтобы дать Раненому Я достаточно поддержки.
Присвоение себе Контролирующего Я начинается с понимания, зачем оно нам так нужно и почему мы считаем, что заслуживаем такого жестокого обращения с собой. Зачем нам нужны самообвинения и самоистязание. Они на самом деле существуют для того, чтобы оградить нас от повторения той боли, которая была в прошлом.
Тут автор статьи очень напирает на веру в Бога, так что по остальным методам ничего существенного.
Признать, что Критикующее Я - это тоже Я, это еще и признать, где мы плохо обращались с другими людьми, а не только с собой.
Мне лично было непросто присвоить себе это Я. Я его воспринимала как нечто, что во мне живет, но мной не является. Признать, что я не такая милая, добрая, безобидная лапочка, которой я себя считала — тоже момент не из приятных.
Третий шаг цикличного процесса интеграции — это объединение расщепленных частей в одно целое. Для этого требуется, Наблюдающее Я «взяло на ручки» Раненое Я, а Раненое Я стало получать любовь от других, от нас самих и от Бога. Вместе с тем, Критикующее Я должно отпустить попытки контролировать себя и окружающих.
Когда Наблюдающее Я берет Раненое на ручки, у Раненого Я может начаться процесс горевания над тем, что случилось когда-то. Мы будем чувствовать ту боль, которую мы от себя оттолкнули в бессознательное. Мы будем чувствовать потерю, и это может сопровождаться яростью, стыдом, отчаяньем и страхом. Мы также почувствуем любовь, к которой так отчаянно стремились.
Из Талмуда: Если не я за себя, то кто за меня? Но если я только для себя – то чего я стою? И если [искать на это ответы] не теперь – то когда?
no subject
no subject
no subject
no subject
no subject
-20 - ранение,
20-30 - осуждающая/ оценочная/ критикующая стадия,
30+ - созерцающая/ сопереживающая/ наблюдающая фаза.
no subject
от администрации
no subject
no subject
no subject
Во-первых, можно порыскать по бесплатным центрам и службам, поликлиникам, там попадаются грамотные люди. Во-вторых, можно поинтересоваться на кафедрах, при некоторых работаю волонтёры, и к ним можно попасть бесплатно. В-третьих, есть и платные специалисты, у которых приём стоит скромных денег, это если финансы не совсем капут.
no subject
no subject
no subject
Я сама недавно так "попала" (но вовремя посоветовалась со знакомым специалистом, который охарактеризовал действия "дешевого" как бред и самодеятельность).
no subject
no subject
В журнале автора пересказа есть каталог психологов: http://transurfer.livejournal.com/233434.html. Включая региональных. Прошерстите, если возможно, вдруг обнаружите приемлемый вариант.
Ответить на Ваш вопрос прямо я не считаю возможным. Простите.
Психотерапевта курирует свой психотерапевт, а в случае с подругой Вы будете лишены этого корректирующего течение терапии воздействия.
no subject
это я как приверженец самоанализа говорю :)
no subject
no subject
no subject
Но проблема в том, что у меня дикий страх психологов. Мозги сразу отключает.
Интересно, это тоже как-то прорабатывается, достаточно только начать, или с такой установкой толку от сеансов не будет?
no subject
no subject
Никто не настаивает. Если кому-то комфортно без терапии, допустим, в формате самопознания или самоанализа, если это не чинит человеку препон в жизни и взаимодействии с другими людьми, то обращаться, разумеется, смысла нет.